Четверг, 27.07.2017, 01:25

ТЮРЬМЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ









Существует ли связь между словами и понятиями “терем” и “тюрьма”?


“Под словом “тюрьма” (от нем. Thurm — башня) понимается, в конкретном смысле, изолированное от внешнего мира и охраняемое стражей здание для принудительного содержания лиц, подлежащих заключению по приговорам судов или по распоряжению административной власти”, – так трактуется это слово в энциклопедии Брокгауза и Эфрона.

И точно такое же трактование в Толковом словаре В. Даля, но в этимологии слова “терем”. “ Теремъ м. - (тюрма . Thurm –и пр.) поднятое высокое жилое здание или часть его, отдельный терем, теремок, замок боярский, одинокий домик в виде башни на подрубе”…

Иными словами для исследователей Х1Х столетия эти слова, безусловно, были родственными, но, в полном соответствии с историческими представлениями того времени, усматривалась связь с немецкой, шире – европейской, основой.

Однако, представляется, что безусловная эта связь гораздо древнее и сложнее.

Начать следует, вероятно, с уяснения того обстоятельства, что начальные века русской истории - века работорговли. Соглашаясь, отчасти, с утверждением Б. Рыбакова, что в Киевской Руси, и вообще у славян, рабства не было, не станем отрицать, что, по крайней мере, три основные дороги, по которым двигались караваны рабов, тянулись либо по территории Киевских владений, либо вблизи них: Шелковый путь, Путь из варяг в хазары (Волжский) и Путь из варяг в греки (Днепровский), последнему и обязан, если не своим возникновением, то, во всяком случае, становлением, Киев. И если славянские общины не нуждались в рабах¸ и даже пленников скоро обращали в соплеменников, то они сами были источником рабов. Их ловили и неволили и варяги, и хазары.

Рабы-невольники и меха, а не воск, пенька, мед и иные, дешевые и неудобные в транспортировке, товары вывозились на юг, восток и запад. Многие историки выводят даже слово “ серв” - раб (отсюда сервис) от самоназвания славян серб, сорб, сябр…

Ну, а если главным предметом торговли был живой товар, его нужно где-то содержать. Не мудрствуя лукаво, по всей степи и в Киевской Руси, невольников, скорее всего, содержали в глубоких ямах, откуда выбраться невозможно. Такие усовершенствованные ямы – тюрьмы - зинданы - дожили в Бухарском и Хивинском ханствах до 1861 года.

Обнаружить такие сооружения археологам сложно, поскольку они и сооружениями то не были, и носили временный характер. (Например, в воюющей Чечне, в наши дни, во многих фронтовых частях были вырыты подобные ямы пятиметровой глубины, которые использовались для временного содержания захваченных боевиков и, даже как гауптвахты для проштрафившихся солдат.)

В зимнее или ненастное время, пленных и рабов могли содержать в нижних этажах деревянных острогов- крепостей.

И вот тут сразу же многое объясняет обращение к тюркской культуре и языку. У якутов и тюркоязычных алтайцев есть слово “терме”. Так называется сруб, вкопанный в землю, в настоящее время используемый как ледник или погреб. Такое название это сооружение получило именно из-за своей бревенчатой основы. Квадратный сруб (клеть) –“терме”, (терт казах.– четыре) восьмигранный – “курень”.- гармоничный, всесторонний, защищенный, теплый…

Характерно, что в казахском языке бревенчатые башни казачьих сторожевых острогов тоже называются “терме”, и тут непонятно, то ли это древнее название, то ли это название возникло оттого, что нижние, вкопанные в землю – подклеты острожных башен использовались, как места заключения и содержания пленных.



Судебные нормы по «Русской правде»

Аже кто убиеть княжа мужа в разбои, а головника не ищуть, то виревную платити, в чьей же верви голова лежить, то 80 гривен; паки ли людин, то 40 гривен.
Головник — убийца.
Виревная (вира) — плата князю за убийство свободного человека.
Вервь — соседская община.
Людин — простой человек.
Будеть ли стал на разбой без всякой свады, то за разбойника люди не платять, но выдадять всего и с женою на поток и разграбление.
Разбой без свады — убийство ради захвата имущества.
Поток — арест, ссылка.
Аже в княже отроци, или в конюсе, или в поваре, то 40 гривен.
А за тивуна за огнищный и за конюший, то 80 гривен.
Ти(в)ун — управляющий князя или боярина.
А в сельском тивуне княже или в ратаинемь, то 12 гривен. А за рядовича 5 гривен. Тако же и за бояреск.
Сельский тивун — управляющий селами.
Ратайный тивун — управляющий пахотными работами.
Рядович — зависимый крестьянин по договору (по ряду).
А за ремественика или ремественицю, то 12 гривен.А за смердии холоп 5 гривен, а за робу 6 гривен.
Смердий холоп — слуга.
Искавшие ли послуха и не налезуть, а исьтьця начнеть головою клепати, то ти им правду железо. Тако же и во всех тяжах, в татьбе и в поклепе, оже не будет лиця, то тогда дати ему железо из неволи до полугривны золота, аже ли мене, то на воду, оли до двою гривен.
Послух — свидетель.
Головою клепати — обвинять в убийстве.
Поклеп — обвинение по подозрению.
Татьба — воровство.
Лицо (лице) — поличное.


Острог в древней Руси


— так называли в древней Руси ограду из острых кольев и плетня, устраиваемую во время осады неприятельских городов. Начиная с XIII века, состоял из тына, отвесно вкопанного и сверху заостренного (стоячий О.), тына наклонно вкопанного (косой О.) и так называемых тарас, т. е. бревенчатых венцов. Деревянная ограда для О. помещалась на местности горизонтальной или на вершине небольшого земляного вала и была окружена с наружной стороны рвом. О. большей частью имел вид четырехугольника; по углам его — башни; сообщение с полем — через проезжие башни. Высота стены — от 2 до 3 саженей. О. или острожками назывались в летописи и употреблявшиеся при осаде подвижные городки или башни с воинами, из которых стрелки очищали путь к городу для подвигавшегося сзади войска. Иногда О. назывался и весь укрепленный стан.


Статистика














Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляется системой uCoz